ИсторияУсть-Катав основан в 1758 году на башкирских землях как железоделательный завод и прилегающие к нему посёлки, возле впадения в реку Юрюзань ее левого притока Катав (Волго-Камского бассейна). Основатели завода компания симбирских купцов и заводчиков — братьев Ивана и Якова Борисовичей Твердышевых и Ивана Семёновича Мясникова. Первоначально предприятие представляло собой лесопильную мельницу и судовую пристань. Железоделательный завод был пущен позднее и являлся вспомогательным для соседних Катав-Ивановского и Юрюзанского чугуноплавильных и железоделательных заводов. Вокруг завода возникло укрепленное поселение, в котором жили крепостные крестьяне, купленные заводчиками в разных губерниях Центральной России и составившие мастеровой и работный люд предприятия. В 1773 году в заводском поселке проживало около 800 человек. Продукция завода отправлялась в Центральную Россию по рекам Волго-Камского бассейна. Также часть продукции продавалась за границу. Её охотно покупали английские купцы. В 1862 году продукция демонстрировалась на всемирной Лондонской промышленной выставке. От Усть-Катавского предприятия на выставке были представлены кричное и пудлинговое железо, цементная сталь разных сечений, различные обойные гвозди. С 1861 года по начало 1920-х годов поселок Усть-Катавский завод был центром Усть-Катавской волости. В неё входило несколько окрестных деревень и сел. В 1870 году в поселке были церковь, училище, волостное правление, железоделательный завод, два маслобойных предприятия, три водяные мельницы, в поселке проживали 3353 жителя (544 двора). В 1889—1890 годах рядом с Усть-Катавским поселком построена часть Самаро-Златоустовской железной дороги. В марте 1917 году в Усть-Катавском поселке создан Совет рабочих депутатов под председательством слесаря Ф. Е. Бахарева. В конце октября 1917 году в поселке мирным путем была установлена Советская власть.
В 1939 году в рабочем поселке при заводе проживало более 13 000 жителей. Работал вагоностроительный завода имени Л. М. Кагановича. Также в поселке имелись две средних школы, ремесленное училище, рабочий клуб и клуб инженерно-технических работников, библиотеки, 15 продовольственных магазинов и киосков. В 1941—1945 года ушли на войну около 1500 устькатавцев. В заводской поселок эвакуировались из прифронтовых городов страны промышленное оборудование и население. Поселок начал застраиваться новым жильем, постепенно расширяться. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 августа 1942 года поселок Усть-Катавский завод был преобразован в город районного подчинения. Город сначала назывался «Усть-Катавский завод», а с 1943 года — «Усть-Катав». В 1943—1944 годах построен мост через реку Юрюзань — Брянский мост. После войны градообразующее предприятие Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ) вместе с оборонной продукцией выпускает продукцию гражданского назначения — трамвайные вагоны, детские велосипеды. В послевоенные годы город продолжает строиться. В ноябре 1952 году открылся Дворец культуры вагоностроителей, в 1950-х годах началось строительство многоэтажных домов в центральной части, а с 1978 года в нагорной части города. В 1962 году открылся кинотеатр «Россия» (ныне «Родина»). В 1972 году был сдан в эксплуатацию молокозавод. В 1973 году заработал . 3 декабря 1979 года Усть-Катав получил статус города областного подчинения, к нему были присоединены рабочий поселок Вязовая, села Тюбеляс, Минка, ранее входившие в состав Катав-Ивановского района.
В 1980 году построена новая плотина. В 1984 году в новое трехэтажное здание в центре города переехал Совет народных депутатов (ныне здание администрации города Усть-Катава). В 1987 году близ поселка Шубино начала действовать станция Усть-Катав, на которой в 1994 году открылся железнодорожный и автобусный вокзал. 17 декабря 1992 года в старом церковном здании вновь открылась церковь Рождества Христова. |